Заказать звонок

Как составить претензию на невыполнение условий договора?

Не все контрагенты добросовестно выполняют условия договора. Один из способов привлечь их к ответственности – направить им письменную претензию.

Разберемся, как правильно составить этот документ.

Правила составления претензии

Как только стало очевидно, что условия договора второй стороной не выполняются, необходимо принимать меры. Первым делом нужно направить претензию, а не сразу идти в суд. Потому что:

  • в некоторых случаях к направлению досудебной претензии закон обязывает;
  • претензионный порядок увеличивает шансы решить разногласия мирным путем, что поможет сберечь время, нервы и деньги.

Форма претензии всегда письменная. Ни в одном из нормативных актов не прописаны четко правила составления претензии. Но общие требования есть и они подчинены принципам делопроизводства.

Итак, претензия должна содержать в себе:

1
Информацию об адресате

Для юридических лиц после наименования организации добавляется формулировка «в лице директора», после чего указываются данные руководителя. Если фактический адрес и адрес регистрации различаются, нелишним будет направить претензию в оба адреса. В некоторых случаях в договоре стороны отдельным пунктом указывают почтовый адрес для доставки документов.

2
Информацию об отправителе

Она указывается по аналогии с информацией об адресате.

3
Название

Оно формулируется как «Претензия», «Претензионное письмо», «Досудебная претензия».

4
Суть нарушенных контрагентом условий договора

Они расписываются очень подробно, указываются невыполненные пункты соглашения, называются сроки, приводятся выдержки из законов и нормативных актов, применимых для данной ситуации.

5
Перечень предъявляемых требований

Как правило, их перечисление следуют после слова «Требуем». Они условно подразделяются на требования финансового характера или о совершении определенных действий, а именно:

  • оплатить товар (полностью или недостающую часть);
  • расторгнуть договор раньше срока окончания его действия и вернуть переданное имущество;
  • уплатить штрафы и пени за просрочку поставки и т.п.
6
Сроки и реквизиты

Говоря о сроках, имеются в виду и сроки исполнения выдвинутых требований, и сроки ответа на претензию. К реквизитам относятся, к примеру, расчетный счет, на который необходимо перечислить денежные средства, адрес отгрузки возвращаемого товара и т.п.

7
Список прилагаемых к претензии документов

Ими будут документы, обосновывающие факт нарушения условий договора и подтверждающие правомерность выдвигаемых требований.

8
Указание на то, что в случае отказа выполнить выдвинутые требования

либо при отсутствии реакции на претензию вообще, решение спорного вопроса будет перенесено в суд.

9
Дата составления претензии и подпись правомочного лица

Как правило, документ составляет юрист, а подписывает руководитель предприятия, его заместитель либо приравненные к ним лица.

Претензия является прототипом искового заявления, а потому стоит внимательно отнестись как к ее содержанию вообще, так и к прописанным в ней требованиям в частности. Ошибки в документе либо необоснованные требования в некоторых случаях могут стать основанием отказа в рассмотрении искового заявления судом. Помощь адвоката при составлении претензии позволит избежать указанных негативных последствий.

Порядок предъявления претензии

«Предъявить претензию» означает предпринять такие действия, чтобы этот документ был доставлен неисполнившему условия договора контрагенту. Сделать это можно несколькими путями:

  • направить претензию заказным письмом;
  • вручить контрагенту лично либо через его представителя (в том числе и канцелярию организации);
  • передать через нотариуса;
  • отправить документ на адрес электронной почты.

Вне зависимости от того, какой способ предъявления претензии будет выбран, важно одно: на руках у отправителя должны быть доказательства того, что документ действительно отправлен. Если говорить точнее, то в правовом смысле важен не только факт отправки, но и факт доставки. А потому важно доказать, что претензия адресатом получена. Для этого нужен документ, подтверждающий, что претензия ему доставлена. Ведь согласно действующему гражданскому законодательству, не имеет значения, ознакомился адресат с направленным ему документом или нет. Но лишь при условии, что сообщение лицу действительно поступило. При этом причины, по которым оно не было ему вручено или он его не прочитал, исключительно субъективны. То есть зависят только от самого адресата.

При отправке претензии заказным письмом таким подтверждением будет уведомление о вручении, при личном вручении – отметка на втором экземпляре. Если претензия передается через нотариуса, подтверждающим документом является уведомление о вручении либо составленный нотариусом протокол об отказе в получении документа.

При отправке претензии посредством электронной почты доказательством доставки будет распечатка исходящей корреспонденции. Правда, не все суды признают этот документ достоверным доказательством, а потому такой вариант предъявления претензии наименее предпочтителен.

Порядок предъявления претензии может быть установлен и самим договором. Так, стороны могут оговорить, что претензия направляется только после наступления определенных последствий или истечения определенного срока (например, спустя месяц после неоплаты поставленного товара).

Нужно составить претензию на невыполнение условий договора?

Получите консультацию адвоката: +7 (495) 762-48-48

Что делать, если контрагент отказывается от выполнения требований претензии?

Результатом направления претензии может быть:

  • ответ контрагента, в котором он полностью соглашается с выдвинутыми требованиями и готов их выполнить;
  • ответные предложения контрагента по урегулированию возникших разногласий (к примеру, снижение размера штрафов и пени, рассрочка платежей и т.п.);
  • отказ адресата претензии выполнить изложенные в ней требования либо оставление ее без ответа.

Заключение

В последнем из названных вариантов придется обращаться в суд. Ведь другими способами добиться привлечения недобросовестного контрагента к ответственности уже не получится. Помощь адвоката в споре с контрагентом увеличивает шансы одержать победу в разы.

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять